Воздушные суда, такие как самолеты и вертолеты, которые должны иметь государственную регистрацию, относятся к недвижимому имуществу. Так сказано в действующем российском законодательстве, в статье 130 Гражданского Кодекса.
Функциональные и конструктивные свойства летательных аппаратов во многом отличается от свойств, присущих остальным видам недвижимости, поэтому самолеты, вертолеты и другие воздушные суда правильнее рассматривать, как отдельный вид транспорта, который необходимо оценивать соответствующими методами определения стоимости.
Существует две основные классификации летательных аппаратов. Первая - базируется на функциональном назначении, вторая - на принципе действия.
Существуют также функциональные типы воздушного транспорта. К ним относят: пассажирские, грузовые, экспериментальные, спортивные, сельскохозяйственные и военные воздушные судна.
Оценивая летательный аппараты, специалист должен владеть определенными навыками оценки и иметь хорошие знания в области техники, ведь на сегодняшний день существует огромное видовое и типовое разнообразие подобных объектов.
Привлечение независимых оценщиков для определения рыночной стоимости летательных судов осуществляется при необходимости их покупки, продажи, выставления в качестве залога для получения кредита, внесения в уставной фонд организуемого предприятия. При оценке самолетов необходимо принимать во внимание функциональное назначение транспортных средств, принцип их работы. Во время проведения мероприятий по исследованию судна оценщики учитывают часы налета, исправность объекта.
Экспертиза состояния самолета требует наличия основных документов, в которых указан остаточный ресурс, интенсивность эксплуатации, параметры определения технических расходов.
Оценка самолетов, также как и оценка вертолетов, проводится для различных целей. Это может быть залог судна, взнос в уставный капитал, установление таможенной стоимости летательного аппарата в случае его ввоза в Российскую Федерацию. Как результат своей работы, оценщик представляет отчет в письменном виде об оценке летательного аппарата, который оформляется им в соответствии с правилами действующего российского законодательства.