Деловая репутация компании (гудвилл) - является ее нематериальным активом и может в целом ряде случаев подвергаться оценке. У понятия «гудвилл» имеется много слагаемых, и обычно при формировании деловой репутации компании во внимание берется общественная оценка ее деятельности, общественное мнение о самой компании, ее названии, логотипе, товарах, проектах и прочем.
Кроме того, гудвилл компании или предприятия состоит из ее престижа, деловой репутации, особенностей взаимоотношений с клиентами и партнерами и так далее. Эти все факторы никак не могут быть отражены в бухгалтерской документации, однако являются источником получения прибыли.
Этот вид оценки еще достаточно экзотичен для российской практики. Однако он очень важен для бизнеса, особенно для сферы услуг и торговли.
Единой системы оценки гудвилла не существует, как и единого мнения о том, какие именно активы должны браться во внимание в этом случае. Чаще всего при оценке гудвилла учитываются так называемые неотделимые от производства активы: объемы инвестиций в обучение персонала и уровень его облученности, затраты на рекламу и степень проникновения на рынок товара и услуги, выгодность территориального расположения и репутация компании.
Обычно гудвилл оценивается путем расчета разницы между рыночной стоимостью активов предприятия и собственной стоимостью бизнеса. Для того чтобы выполнить такой расчет нужно получить суммарную стоимость материальных и нематериальных активов предприятия. На этом этапе оценщик работает в плотном сотрудничестве с бухгалтером предприятия. Вторая величина - стоимость бизнеса - может определяться сравнительным или доходным методом оценки.
Иногда стоимость гудвилла равнозначна избыточной прибыли, которую приносит бизнес. Для того или иного материального и нематериального актива можно установить условную норму доходности. Все, что предприятие получает сверх совокупного дохода, рассчитываемого по этим нормам, можно отнести в заслугу гудвиллу, и, исходя из размера этой суммы, определяется его стоимость.
Третий часто практикуемый в России метод оценки базируется на учете объема реализации. Это чисто математический метод, построенный на учете среднеотраслевых коэффициентов рентабельности.
Особенности оценки деловой репутации
Для России понятие «гудвила» достаточно ново, хотя в дореволюционный период деловая репутация имела колоссальное значение для частного бизнеса. В экономике США гудвилл более конкретен, потому что регламентируется перечнем официальных документов. Например, к разработке и упорядочению оценки гудвилла методом избыточной прибыли приложили руки Налоговое управление и Минфин США. В российской же практике документально установленных государством коэффициентов прибыльности активов не существует. Однако это не мешает применению метода расчета избыточной прибыли, а факт отсутствия единых коэффициентов на практике оказался даже полезным, потому что оценщик самостоятельно их рассчитывает, подбирая для этого максимально сходные предприятия.